«Наш регион — Дальний Восток»,  № 01 (101), январь 2015
Территория

Территория 

«Мы намерены создать на территории Хабаровского края настоящий медицинский оазис»

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 01 (101), январь 2015

Здравоохранение в России было и остаётся одним из важнейших направлений национальной политики государства. Можно спорить, насколько качественна эта политика, насколько она эффективна, но факт остаётся фактом — медицина является своего рода социальной основой государства. Ведь речь идёт, без преувеличения, о жизни и здоровье нации. При этом Хабаровский край остаётся одним из самых развитых в стране именно, что называется, в медицинском формате. И это не преувеличение. Здесь действуют одновременно несколько крупных медицинских центров нового поколения. Но это — лишь начало масштабной реформы. Подробности — в интервью с министром здравоохранения Хабаровского края Александром ВИТЬКО.

Не могли и представить

—Александр Валентинович, Хабаровский край не случайно называют «витриной современного здравоохранения» на Дальнем Востоке. Поскольку именно здесь работают федеральные и региональные медицинские центры нового поколения. Насколько эта ситуация соответствует запросам времени? 
— На этот вопрос не может быть однозначного ответа. С одной стороны, да, вы правы, в федеральных и региональных центрах здравоохранения, работающих на территории Хабаровского края, населению оказывается высокотехнологичная медицинская помощь в области сердечнососудистой хирургии, онкологии, оториноларингологии, офтальмологии, травматологии, ортопедии и так далее. Причём помощь, о которой ещё пару десятков лет мы и мечтать не могли.
   Хочу в этой связи привести небольшой пример. Так сказать, продемонстрировать показательный штрих. Вы, наверное, знаете, что я много лет отработал оперирующим врачом-онкологом. И если бы мне кто-то, в начале моей профессиональной карьеры, сказал, что у нас в Хабаровске когда-нибудь станут лечить больных радиоактивным йодом, я бы не поверил. Мол, в Москве это ещё возможно, а у нас на периферии вряд ли. Однако сегодня в том же краевом центре онкологии это вполне обыденный процесс. 
Другое дело, что соответствующих палат пока ещё не хватает, но тут важен сам факт - технология из сверхсовременной стала вполне стандартной. Как, собственно, и ПЭТ-диагностика. А теперь мы приближаемся к полноценному использованию возможностей ядерной медицины. Повторюсь, это лишь маленький штрих. Но ведь у нас есть ещё и, например, федеральный центр сердечнососудистой хирургии, где также используются технологии, ещё недавно применявшиеся лишь в столичных клиниках. 
   К примеру, лет пять назад словосочетание «аортокоронарное шунтирование» подразумевало, что пациенту нужно обязательно лететь на операцию либо в Москву, либо вообще за границу. А сегодня шунтирование - это далеко не самая сложная операция, выполняемая нашими кардиохирургами. Не случайно в федеральном центре сердечнососудистой хирургии функционирует уникальная гибридная операционная. В стране их, кстати, всего три. Так что аортокоронарное шунтирование, подчеркну это ещё раз, далеко не самая сложная операция, поскольку профильные технологии шагнули далеко вперед. И не только в онкологии и кардиологии. 
    По сути, Хабаровский край стал центром оказания высокотехнологической медицинской помощи жителям всех дальневосточных территорий. И работает в этом направлении одновременно несколько высококлассных учреждений здравоохранения. Помимо вышеперечисленных, это и филиал МНТК, и филиал научно-клинического центра оториноларингологии, и первая краевая больница, и вторая краевая больница, и перинатальный центр, и добрый десяток самых современных поликлиник. Но теперь всего этого уже недостаточно. 
— Почему? В крае работают высокотехнологичные клиники, здесь трудятся высокопрофессиональные врачи, чего вам ещё-то надо? 
— Наша задача заключается не просто в эффективном лечении пациентов, это подразумевается само собой. Мы стремимся к формированию медицинской площадки нового поколения, где все профильные задачи будут увязаны в единую систему. А это не только сами больницы и поликлиники. Это, в первую очередь, соотношение схем «качественная профилактика - своевременная диагностика - своевременное лечение». Вот это самое важное. И в эту модель должны быть встроены все остальные составляющие: технологии, система управления, кадровый потенциал, логистика… Понимаете? Мы с вами живём в XXI веке, поэтому все процессы должны быть максимально взаимосвязаны.
    Вот тогда Хабаровский край станет, не побоюсь этого слова, оазисом медицины нового поколения в Дальневосточном федеральном округе. Все возможности для этого у нас есть. Более того, благодаря поддержке регионального правительства, во главе с губернатором Вячеславом Ивановичем ШПОРТОМ, для этого уже создана прочная основа. Теперь главное - постоянно наращивать темпы роста. Чем мы, собственно, и занимаемся. Просто уровень решаемых задач постоянно возрастает. 

Новое поколение

— Каких задач, например? 
— Вот мы с вами говорили непосредственно о медицинских учреждениях и о тех технологиях, которые применяются в каждом из них. Но одних лишь сугубо профильных форматов для реализации серьёзных проектов недостаточно. Нужны ещё и универсальные, я бы сказал, базисные модели. Одна из них IT-технологии, в том числе и телемедицина. 
— Так ведь всё это уже внедряется. Я ошибаюсь? 
— Внедряется, и достаточно успешно. Но необходима более продуктивная динамика, нужна работа не только на день сегодняшний, но и на опережение. Ведь что такое телемедицина? Это, в первую очередь, уникальные возможности, равных которым пока нет. И это особенно актуально именно для Дальнего Востока, с его громадными расстояниями. А телемедицина позволяет проводить целый комплекс медицинских мероприятий дистанционно.
 Второй момент — повышение квалификации специалистов. Посредством профильных коммуникаций можно проводить обучение врачебного персонала в ведущих образовательных и научных центрах страны. Что также дает более чем серьёзный результат. 
— А как давно в крае развиваются медицинские IT-технологии?
— Достаточно давно. До 2010 года мы занимались внедрением медицинских информационных систем в ведущих специализированных и амбулаторных лечебных учреждениях Хабаровска. Впоследствии у нас в регионе распоряжением губернатора была утверждена «Концепция информатизации отрасли здравоохранения Хабаровского края на 2011–2017 годы». Помимо этого у нас была принята ещё и целевая программа «Информатизация отрасли здравоохранения Хабаровского края» на тот же семилетний период. Причём в реализации этих проектов приняло участие 122 медицинских учреждения как федерального, так и регионального уровней.
    И смотрите, что получается. Срок действия программы ещё не истёк. Однако уже сегодня для больниц, поликлиник и других профильных подразделений мы закупили почти пять тысяч компьютеров. При этом во всех медицинских учреждениях края были оборудованы локальные вычислительные сети. А это в общей сложности без малого 1 тысяча 700 рабочих мест. 
    Также стоит отметить, что в 83 структурах здравоохранения была внедрена информационная система «Электронный паспорт медицинского учреждения». Речь идёт как о ведении регионального регистра медработников, так и об электронных медицинских картах пациентов. Помимо этого, хотелось бы сказать, что в 46 учреждениях здравоохранения появились возможности для обмена телемедицинскими данными. Это, собственно, то, о чём я вам уже и говорил, когда рассказывал о перспективах использования телемедицинских технологий.
     Или вот момент… Для пяти клиник, обладающих диагностическими модальностями с поддержкой формата цифровых медицинских изображений Dicom, нами была закуплена и внедрена радиологическая информационная система. А это тоже серьёзный технологический прорыв. И это далеко не полный перечень тех проектов, которые были реализованы в рамках региональной программы модернизации. 
— А в какую сумму обошлась эта реализация?
— В общей сложности на внедрение современных информационных систем было выделено почти 240 миллионов рублей, которые уже освоены в полном объёме. Но оно того стоит. Причём речь-то идёт не только о неких глобальных моментах. Те же IT-технологии позволяют каждому врачу постоянно повышать собственный профессиональный уровень. В современном информационном пространстве для этого есть все возможности. Вплоть до индивидуальных коммуникационных связей с мировыми научными центрами. 

Кадровый вопрос

— Но ведь для этого, как минимум, нужно неплохо знать иностранные языки?
— Конечно, но без этого современный врач и не может состояться. Он просто обязан быть в курсе всех профильных мировых трендов.
— Кстати, о современных врачах. Есть мнение, что нельзя учить в медицинских университетах, что называется, за деньги. Врач - это призвание, поэтому брать в профильные вузы кого попало просто опасно. Вы с этим согласны?
— Ну, кого попало в медицинские вузы и не берут. Даже, как вы говорите, за деньги. Там достаточно строгий экзаменационный отбор. Но безусловно другое - в медицинские вузы молодые люди должны поступать по призванию. От этого в прямом смысле зависит жизнь и здоровье их будущих пациентов. Именно поэтому в том же ДВГМУ мы всё активнее внедряем схемы целевых наборов. То есть абитуриентов направляют в вузы больницы и поликлиники, в которых будущим специалистам и предстоит работать. 
— И сколько таких абитуриентов в общем потоке? Пять процентов? Десять?
— Вы ошибаетесь. На сегодняшний день речь идёт о 40 процентах абитуриентов. То есть из 200 человек, поступивших в ДВГМУ, 80 парней и девушек пришли как раз по схеме целевого набора. То есть это уже те ребята, в которых заинтересованы конкретные больницы и поликлиники.
    Правда, хотелось бы, чтобы и сами главврачи не забывали своих «целевиков». Ведь мало направить человека на учёбу. Необходимо создать условия, чтобы ему хотелось прийти на работу в конкретную больницу, в конкретную поликлинику, в конкретный ФАП. А для этого требуется держать постоянную связь с абитуриентом, быть в курсе его дел, чем-то его заинтересовывать. Мы ведь решаем задачу государственной значимости. И кадровый вопрос в этой связи занимает одно из первых мест. 
— А понимание задач есть? Например, со стороны руководителей больниц и поликлиник, работающих в Хабаровском крае? И я имею в виду, конечно, не только кадровую составляющую. 
— Я не привык уходить от проблемных вопросов, поэтому скажу откровенно - далеко не все главврачи учреждений здравоохранения понимают уровень современных задач. Многие привыкли работать по старинке - пролечил столько-то больных за такой-то период, всё, на этом миссия считается выполненной. Возьмём в качестве примера высокотехнологичные операции. Казалось бы, в больницах есть все возможности, чтобы их делать. И квоты тоже есть. Но поликлиники далеко не всегда направляют пациентов в эти медицинские центры. Как лично вы считаете, чья тут вина? 
— Видимо, руководителей поликлиник. Они же пациентов не направляют. 
— А я с вами не соглашусь — вина обоюдная. Да, главный врач поликлиники не направил пациента. Но почему главврач того же федерального или регионального медицинского центра со своей стороны не предпринимает мер по изменению ситуации? Он ведь не просто доктор, он руководитель достаточно высокого уровня с серьёзным объёмом полномочий и не менее серьёзной степенью ответственности. Но в итоге мы сталкиваемся с ситуациями, когда вина перекладывается друг на друга. Благо этот момент не имеет системного характера. Но проблема есть. И мы её решаем. 
— Александр Валентинович, вот вы говорили о развитии IT-технологий. Но ведь до сих пор львиная доля времени практикующего врача — это заполнение документов «от руки». Как говорят сами медики, идёт работа «для прокуратуры», по старому чеховскому принципу - как бы чего не вышло. Это проблема?
— Да, это проблема. Мне не хотелось бы сейчас говорить о несовершенстве отечественного законодательства, тема слишком избитая. Но безусловно другое - мы постепенно приходим к тому, что информационный формат будет превалирующим, в том числе и в медицине. Те же электронные подписи врачей, те же электронные истории болезни, те же электронные регистры - всё это постепенно становится реальностью. А законодательство обязательно выправится, другого-то выхода нет. Мы должны подойти к этому времени полностью подготовленными. Подготовленными технологически, подготовленными кадрово, подготовленными ментально, если хотите. Нужно просто качественно работать, а не кивать на нормативную базу. 

Всё впереди

— Может ли кризисная ситуация в России отразиться и на системе здравоохранения Хабаровского края? Грубо говоря, будут ли сокращаться профильные программы?
— Нет, никаких программных сокращений у нас не планируется. Более того, все свои обязательства в сфере здравоохранения государство выполняло и продолжает выполнять в полном объёме. Как на региональном, так и на федеральном уровне.
   Не случайно в своём ежегодном послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Владимирович ПУТИН большую часть времени уделил как раз вопросам качества жизни. И обозначил 2015 год периодом борьбы с сердечнососудистыми заболеваниями. Честно вам скажу, я восхищаюсь главой нашего государства. Казалось бы, сколько проблем сейчас у России в мире. Сколько собственных экономических сложностей. Но он оставил всё на заднем плане и подчеркнул — для государства первичны не цены на нефтегазовые ресурсы, не курс доллара, не взаимоотношения с мировыми державами, а ЗДОРОВЬЕ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА. Я вот это специально хочу подчеркнуть. 
   И ведь вёе прозвучало чрезвычайно конкретно, поскольку именно сердечно-сосудистые заболевания являются для страны одной из ключевых проблем. Только в Хабаровском крае на их долю приходится 57 процентов всех смертей в год. 
   Грубо говоря, у нас от инфарктов и инсультов ежегодно умирает порядка 10 тысяч человек, из которых треть — это люди, не дожившие даже до пенсионного возраста. Проблема? Да ещё какая! В том числе и экономически важная, поскольку с учётом смертей в трудоспособном возрасте, с учётом выплат по больничным листам, с учётом расходов на пенсии по инвалидности регион ежегодно теряет свыше 5 миллиардов рублей. А это - 1 процент ВРП. Не случайно снижение смертности от болезней системы кровообращения является одним из целевых индикаторов государственной программы «Развитие здравоохранения». 
— И каким образом вы планируете выправлять эту ситуацию?
— Что значит планируем? Мы уже её выправляем, причём в современном формате. Например, в последние годы мы приобрели почти сто автомобилей скорой помощи, оснащённых самым совершенным оборудованием. Таким образом, первые медицинские мероприятия по отношению к больным проводятся непосредственно в машине. Далее, в наших клиниках пациенты фактически сразу попадают в операционную, миную приёмный покой. Это позволяет сэкономить драгоценное время и вернуть человека к жизни. 
— А какие клиники специализируются на лечении таких заболеваний? О центре сердечнососудистой хирургии вы уже говорили, а какие ещё больницы работают в этом направлении?
— Во-первых, у нас действует региональный сердечнососудистый центр на базе ККБ № 2, оснащённый новейшим оборудованием. Во-вторых, в ККБ № 1 функционируют первичное сосудистое отделение, также оборудованное по последнему слову техники. Наконец, в-третьих, в городской больнице № 7 Комсомольска-на-Амуре есть ещё одно сосудистое отделение. Опять-таки, технологически прогрессивное. 
— Вы говорите о технической оснащённости. А сколько стоила модернизация сердечнососудистых медицинских подразделений?
— В рамках реализации национального проекта «Здоровье» на помощь пациентам, страдающим сердечнососудистыми заболеваниями, было выделено 300 миллионов рублей, из которых 239 миллионов - федеральные средства, а 61 миллион - вложения регионального бюджета. 
— И, насколько я понимаю, на достигнутом вы останавливаться не собираетесь. Причём речь идёт не только о сердечнососудистой хирургии, но и о других медицинских направлениях, которые также будут наращивать эффективность. А можно ли сказать о тех планах, которые пока ещё широко не известны? Поскольку о модернизации онкоцентра, кардиоцентра и других клиник мы знаем. А о чём знаем недостаточно?
— Могу сказать, что один из наших проектов - это строительство современного противотуберкулёзного медицинского центра. Для Дальнего Востока борьба с туберкулёзом - более чем актуальный вопрос. Поэтому такая необходимость возникла давно. И Минздрав РФ нас в этом поддерживает. Надеемся, что соответствующая заявка будет удовлетворена на федеральном уровне. Впрочем, всё это - верхушка айсберга. Повторюсь ещё раз, мы намерены создать в Хабаровском крае комплексную медицинскую площадку нового поколения. Соответствующий базис уже сформирован. Но работы ещё много. Так что будем работать. Эффективно и без раскачки. 
Беседовал Александр МАТВЕЕВ 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru