«Наш регион — Дальний Восток»,  № 12 (131), декабрь 2017
Территория

Территория 

Для кого закрыт Свободный порт Владивосток?

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 12 (131), декабрь 2017

В распоряжении нашей редакции оказалось письмо директора судоходной компании «Павино-Танкер» из Приморского края Михаила МИТЮРЕВА, адресованное заместителю министра транспорта РФ — руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта Виктору ОЛЕРСКОМУ, в котором обозначены, без преувеличения, вопиющие факты. По сути, речь идёт о подрыве экономики в наиболее важном для государства сегменте бизнеса. И всё это — на фоне тех перспективных проектов, которые были представлены на прошедшем совсем недавно в том же Приморье III Восточном экономическом форуме. Впрочем, обо всём по порядку.

Коротко о главном

Для начала — процитируем выдержку из вышеозначенного письма:

«ООО “Павино-Танкер” осуществляет в акватории портов Приморского края следующие виды деятельности: перевозки внутренним водным транспортом и морским транспортом опасных видов грузов, а также погрузо-разгрузочные работы применительно к опасным грузам. Для этого используются танкеры компании, в том числе “Патрокл” и “Портун”.

Последовательно, 21 и 23 ноября текущего года в портах Владивосток, Восточный и Находка нашим танкерам было запрещено осуществлять операции по пополнению припасов судов, находящихся в данных портах… При этом при личной встрече капитан порта Владивосток А.В. ВАНЮКОВ подтвердил, что запрет наложен им лично. Исполняющий обязанности капитана морского порта Восточный С.А. АСТРАХАНЦЕВ в телефонном разговоре также подтвердил наложение личного запрета. А наличие запрета и. о. капитана морского порта Находка В.Г. ЖАРКОВА подтвердил в телефонном разговоре начальник группы организации работ в морском порту и на подходах к нему А.В. ДРОЗДОВ.

Все вышеперечисленные должностные лица ссылались на якобы имеющиеся, по их мнению, нарушения со стороны нашей компании. При этом никаких письменных распоряжений, предписаний, актов и тому подобных документов они не представили ни нам, ни капитанам танкеров, ни своим подчинённым. Подобная практика удивительным образом характеризует нравы в свободном порту Владивосток — группа должностных лиц по предварительному сговору практически останавливает деятельность нашего ООО “Павино-Танкер”, не предъявляя нам никаких претензий и не оформляя ни одного документа».

Это — запрет

Вот такое письмо направили представители судоходной компании из Приморья одному из первых руководителей российского Минтранса. И тут сразу же возникает главный вопрос: с какой стати капитаны морских портов вообще запрещают бизнесу вести свою работу? На основании каких-то существенных нарушений? Это — разумное объяснение. С одной лишь поправкой — если представители государства высказывают претензии к руководителям любых предприятий и организаций, а уж тем более вчиняют некие санкции, то они ОБЯЗАНЫ чётко обосновать свою позицию. И не просто обосновать, а подкрепить это результатами проведённых проверок. Это не блажь, а ЖЁСТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА.

В частности, в пункте 1 статьи 17 ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» недвусмысленно сказано: «В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: 1. Выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей…»

Вот так гласит закон. Однако, как рассказали нам в ООО «Павино-Танкер», проверок, в результате которых могли бы появиться какие-то запреты, здесь не проводилось. Соответственно, никаких предписаний или актов, обозначающих нарушения и санкции в отношении предпринимателей, не выдавалось. Вообще никаких. Портовые диспетчеры просто игнорировали заявки судовладельцев на работу в портах Владивосток, Восточный и Находка.

Тут ведь технология простая. Прежде чем начать любую деятельность в порту, связанную с движением судов, судовладельцы подают заявку капитану порта. А капитан порта включает заявленные к работе суда в график движения. И лишь после этого судно запрашивает разрешение на движение у дежурного диспетчера и может приступать к работе в случае получения такого разрешения. В противном случае капитан судна может оказаться без работы. И это ещё самое мягкое наказание.

Так что повторимся, в конце ноября, как отмечают в ООО «Павино-Танкер», был наложен фактический запрет на передвижение в трёх портах танкеров именно этого предприятия. Ведь отсутствие разрешения в этом случае как раз и является запретом.

Только догадываемся

Директор ООО «Павино-Танкер» Михаил МИТЮРЕВ недоумевает, чем же вызвана такая немилость капитанов трёх приморских портов:

— Хочу подчеркнуть ещё раз, ни один из капитанов портов официальных претензий нам так и не предъявил. Поэтому мы даже не знаем, чем всё это вызвано. Мы что-то нарушили? Так пусть официально укажут, что именно. И тогда у нас появится возможность устранить замечания, выполнить предписание или обжаловать выдвинутые требования в установленном законом порядке. Но получается, что нам фактически запрещают работать, при этом официально не указывая, почему.

И могу констатировать, запреты распространяются именно на наши танкеры. Все остальные суда в портах Владивосток, Восточный и Находка работают нормально. Я могу лишь догадываться, чем это вызвано. Но догадки, как говорится, к делу не пришьёшь.

А вот как прокомментировал ситуацию официальный представитель порта Владивосток Владимир ПИСКЛОВ:

— Какие-то конкретные подробности, связанные с ООО «Павино-Танкер», мне не известны. Могу предположить, что компания нарушила некие подзаконные акты, чем и руководствовался капитан порта. Мы обязательно разберёмся и дадим вам ответ.

В то же время и. о. капитана порта Находка Владимир ЖАРКОВ был ещё лаконичнее:

— Я не стану ничего комментировать, это не моя компетенция. Обращайтесь во Владивосток, там вам и дадут официальный ответ. Могу лишь сказать — в своей работе мы строго руководствуемся законом и другими нормативными актами.

Странно, не правда ли? Капитан порта — фигура однозначно самостоятельная, принимающая решения и ответственная за их исполнение. И это должностное лицо не может просто ссылаться на некие сторонние силы «из Владивостока». Впрочем, это — так, редакционная ремарка, не более. В то же время источник в одном из приморских портов подчеркнул: якобы компания ООО «Павино-Танкер» нарушила некоторые пункты ФЗ-155 «О внутренних морских водах». По поводу чего на предприятие направляли письма. А потом последовали санкции в виде запрета на отраслевую деятельность в портах.

В пользу бедных

Так получали в ООО «Павино-Танкер» претенциозные письма от руководителей портов? И в чём вообще суть проблемы? На эти вопросы мы попросили ответить директора компании Михаила Митюрева. И вот что он рассказал:

— Мы постоянно находимся в какой-то переписке с портами. На каждое письмо, на каждый запрос мы всегда даём аргументированный ответ. Писем, содержащих конкретные требования или предписания, от капитана порта мы не получали.

В то же время пункт 17 «Положения о капитане морского порта» указывает:

«В целях осуществления функций, установленных Законом о морских портах, КТМ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, капитан морского порта издаёт акты ненормативного характера, подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся и (или) осуществляют деятельность в морском порту и которым указанные акты адресованы».

То есть капитан любого порта может установить какие-либо требования, которые мы обязаны выполнить либо оспорить, однако такие требования должны быть оформлены определённым актом. Стоит заметить, что «Кодекс торгового мореплавания РФ» и «Положение о капитане морского порта» не предусматривают процедур проверок документации или деятельности компании, и, таким образом, законная возможность ограничить или запретить деятельность компании также отсутствует. В то же время в рамках осуществления государственного портового контроля судов капитан порта не только имеет право, но и обязан регулярно, в соответствии с разрабатываемым установленным образом графиком проводить проверку судов. Именно в соответствии

с указанным графиком регулярно проводятся проверки танкеров ООО «Павино-Танкер». По результатам последних проверок каких-либо ограничений на эксплуатацию танкеров не наложено, о чём говорят составленные акты.

При этом, обратите внимание на ФЗ-924, где чётко регламентирован порядок оформления выявленных в ходе проверок нарушений.  Так вот заявляю со всей ответственностью — никаких проверок в отношении нашей компании, на основании которых нам могли бы запретить работать в портах Приморья, уполномоченные на то органы не проводили. Точнее, проверки проводятся регулярно, но ни один из проверяющих органов никаких запретов на ООО «Павино-Танкер» не накладывал. И никаких формальных актов предписаний и т. п. документов которые бы ограничивали нашу деятельность в портах, нам никто не предъявлял. В том числе никто официально не указывал, какие нормы ФЗ-155 «О внут­ренних морских водах» мы нарушили.

Тем не менее мы сталкиваемся с теперь уже систематическими запретами. Это нарушает наши и предпринимательские, и конституционные права. И мы будем добиваться справедливости любыми законными методами. Поскольку, на наш взгляд, речь идёт о сговоре заинтересованных лиц.

Повторю ещё раз, всё должно делаться по закону. Мы что-то нарушили? Оформляйте нарушение, как положено. Мы ничего не нарушали? Отстаньте и не мешайте работать. Ведь сколько раз первые лица государства призывали чиновничество

«не кошмарить» бизнес. Но ничего не меняется. По крайней мере, в нашем случае. Так что тут есть повод для разбирательства со стороны компетентных органов, которые вправе ответить на вопрос: кто и на каком основании создаёт нам препоны?

Ведь всё вышеизложенное, на наш взгляд, попадает под действия сразу двух статей УК РФ — 201 «Злоупотребления полномочиями» и 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности». Вот так!

«Лучшая» практика

Да уж, вот такая странная история. Между тем высокопоставленные российские чиновники продолжают позиционировать Свободный порт Владивосток, как серьёзнейший базис для развития бизнеса.

ОФИЦИАЛЬНО

На основании Федерального закона «О средствах массовой информации» мы просим считать публикацию «Для кого закрыт свободный порт Владивосток», размещённую в бизнес-газете «Наш регион — Дальний Восток» (№ 12 (131), декабрь 2017 года), ОФИЦИАЛЬНЫМ ЗАПРОСОМ:

• заместителю Председателя Правительства — полномочному представителю Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю. П. ТРУТНЕВУ…

Не случайно Президент РФ Владимир ПУТИН не так давно подчеркнул: «Я считаю, что нам удалось выработать удачную и конкурентную формулу свободного порта, использовав и свой исторический опыт, и лучшую зарубежную практику». А об антибюрократических особенностях свободного порта не раз говорили и полпред Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий ТРУТНЕВ, и глава Минвостокразвития Александр ГАЛУШКА.

Но на деле на местах всё происходит несколько иначе. И самое главное заключается в том, что руководители ООО «Павино-Танкер» требуют лишь одного — соблюдения закона. Если чиновники подозревают предпринимателей в каких-то нарушениях, то этот момент должен быть оформлен в соответствии с правовыми требованиями. Но получается парадоксальная ситуация. Внешне вроде бы никто не запрещает ООО «Павино-Танкер» работать в портах Приморья.

Но и разрешения не дают. А без этого работать здесь нельзя. И никаких документов: актов, предписаний, исков и т. п., разъясняющих эту коллизию, предпринимателям никто не предоставляет. Что чрезвычайно странно.

Мы будем следить за развитием этого «закрученного» сюжета. И не только мы. Вот что заявил нашей газете председатель Совета саморегулируемой организации «Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков» Владимир СЕРГЕЕВ:

— ООО «Павино-Танкер» входит в наше СРО. И мы последовательно защищаем законные права тех, кто является членами нашей ассоциации. Причём и в судах, и в антимонопольной службе. Соответственно, если руководители судоходной компании к нам обратятся, будем изучать вопрос и оказывать всемерную поддержку.

Так что история наверняка будет иметь продолжение.

Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru