«Наш регион — Дальний Восток»,  № 08 (96), август 2014
Территория

Территория 

Инвестфорум в Ленске соберёт и мегакомпании, и малый бизнес

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 08 (96), август 2014

В последние годы российские территории всё чаще становятся площадками для проведения всевозможных мероприятий, на которых делаются попытки выработать конкретные модели развития регионов. Получается это или нет — другой вопрос. Но сам факт, что представители власти и бизнеса ищут общий язык — уже отрадный момент. Что называется, хотя бы договариваются друг с другом — и то хорошо. Однако даже на фоне множества таких встреч, четвёртый инвестиционный форум в Ленске (Якутия), который должен пройти в конце сентября, занимает особое место. Прежде всего потому, что эта территория и так является одной из самых промышленно развитых на Дальнем Востоке, ведь здесь работают чуть ли не все ведущие игроки российского рынка. Подробнее — в интервью с главой Ленского района РС (Я) Сергеем ВЫСОКИХ.

Гостям будем рады

— Сергей Иннокентьевич, вы готовитесь к проведению уже четвёртого инвестиционного форума. Оправдали ли себя три предыдущие?

— Да, по моему мнению, они себя оправдали. На каждом из этих форумов принимались вполне конкретные решения, которые реально способствовали улучшению инвестиционного климата.

— А с чего вы вообще решили проводить такие форумы? Как родилась сама идея?

— Конечно, мы хотели привлечь в экономику территории дополнительные инвестиции. И у нас была задача, что называется, расшевелить инвесторов и чиновников и сделать инвестиционный процесс не декларативным, а максимально предметным, привязанным к реалиям.

К сожалению, у нас государственная машина нередко работает с пробуксовками. Намерений много — толку мало. Мы же хотели всё сделать конкретным. По принципу: собрались — проговорили все проблемы — выработали рекомендации по их решению — подписали соглашения о сотрудничестве. Так, собственно, у нас и получилось.

Не случайно интерес к этому мероприятию постоянно возрастает. Например, в прошлом году на третьем форуме присутствовало уже более 100 участников. Расширяется и география этого проекта. Помимо представителей дальневосточных органов власти и дальневосточного же бизнеса на форум приехали представители Сибири, в частности Омской области, которые также заинтересованы в расширении сотрудничества с Южной Якутией.

Но на достигнутом мы останавливаться не собираемся. В этом году мы ведём переговоры с представителями деловых кругов Сербии, Турции и Республики Корея. Надеемся, что форум приобретёт ещё и международный характер. Хотя в качестве основных гостей мы были бы рады видеть дальневосточных бизнесменов. На нашем форуме мы рассчитываем собрать и руководителей мегакомпаний, и представителей малого бизнеса. Так что всё будет интересно и полезно.

Всё объяснимо

— А почему в качестве такой площадки был выбран Ленский район?

— Тут всё было достаточно просто. Как вы знаете, на территории Ленского района работают одновременно несколько мега-компаний. Это и «Газпром», и «Роснефть» (дочерняя компания ОАО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча»), и «Транснефть» («дочка» ООО «Востокнефтепровод»), и АЛРОСА, и «Сургутнефтегаз». С одной стороны, может показаться — вот, мол, повезло властям Ленского района. На их территории есть такие игроки рынка, которые одним своим присутствием развивают экономику территории. А уж если их ещё и обременить дополнительными обязательствами, то жизнь здесь вообще будет сказочной и беззаботной. Так вот это — изначально ошибочный взгляд.

Во-первых, мегакомпании и так выполняют массу обязательств перед бюджетами всех уровней. Это вообще их основная обязанность перед государством. Однако львиная доля налогов в этом случае уходит либо в федеральный, либо в региональный бюджет. Так что району достаются крохи, и какого-либо особого бюджетного преимущества от деятельности этих структур в районе, в принципе, нет.

Ну а во-вторых, желание чиновников просто так «подоить» инвестора всегда заканчивается провалом. То есть если мы приходим к представителям бизнеса и пытаемся потребовать от них денег на районные нужды, то у наших собеседников возникают контрдоводы: господа, а с какой стати мы вообще обязаны вам что-то давать? Мы и так заплатили кучу денег за свои лицензии, мы и без того отчисляем громадные средства в бюджеты, у нас и без ваших проблем существует множество дополнительных обременений. Ради чего мы станем ещё и вам что-то там подкидывать? Просите деньги у субъекта, у Федерации — это ваша компетенция, а в дела бизнеса не суйтесь, тем более что вы и по закону не имеете на это право.

И, по большому счёту, они правы, эти инвесторы. У них действительно множество своих проблем, особенно на начальных стадиях реализации проектов. Я вот, может быть, нетипичную для чиновника позицию высказываю, но так оно и есть. Другое дело, что районные власти и бизнес, работающий в районе, могут и должны быть полезны друг другу. А значит, полезны населению территории. Но в этом случае чиновникам надо не просто денег просить, а предлагать инвесторам помощь в решении конкретных задач. Именно при таком раскладе инвестиционный бизнес и местная власть начинают работать в единой связке.

Повторюсь, на благо своего населения и своей территории. Именно такой принцип мы и стали внедрять в переговорный процесс с потенциальными инвесторами. Но чтобы схемы были более продуктивными, взвешенными и при этом абсолютно прозрачными, у нас и родилась идея проведения инвестиционного форума. Это позволяет собрать на одной площадке все заинтересованные стороны, максимально, открыто обсудить все проблемы, разработать привязанные как к конкретным, так и к перспективным проектам рекомендации и, что очень важно, прямо на месте подписать необходимые соглашения между заинтересованными сторонами.

В итоге мы получаем и выгоду для дня сегодняшнего, и наработки на будущее. Тем более что на три предыдущих форума собирались топ-менеджеры ведущих российских компаний и высокопоставленные чиновники, имеющие право принятия решений. Так что в сентябре текущего года, я уверен, мы также выполним все поставленные перед собой задачи.

— Сергей Иннокентьевич, а какую именно пользу инвесторам могут принести районные власти? Вот ваша администрация что делает для более масштабной реализации промышленных проектов на территории района?

— Чаще всего речь идёт о решении земельных вопросов. Особенно на самом первом инвестиционном этапе, когда компании только-только заходят на площадки. Я как-то уже говорил в интервью вашей газете, что отечественное земельное законодательство не просто тяжеловесное, оно ещё и изрядно запутано. Только процесс перевода земли из одной категории в другую чего стоит. Тут нужно пройти множество всевозможных инстанций, израсходовать тонны бумаги, потратить массу усилий и времени, чтобы решить, по сути, процедурный вопрос. Да и кадастровые процедуры также почти всегда затягиваются.

Но инвестору работать нужно. Его проекты, а особенно проекты в сфере недропользования, привязаны к конкретным срокам, указанным в лицензионных соглашениях. И надзорные органы не волнует, что кто-то почему-то не смог в срок оформить земельные участки. Поэтому наша администрация во многих случаях решение земельных вопросов берёт на себя.

Земельный вопрос

— Получается?

— В принципе, да, мы уже отработали эти схемы. Если сроки оформления земель порой исчисляются минимум годом, то мы сумели сократить эти сроки до одного-двух месяцев.

— Да, для российского администрирования срок почти мгновенный.

— Нет, давайте называть вещи своими именами — это тоже большие сроки. В идеале все земельные вопросы должны решаться за пару недель. Но кадастровые и иные органы работают в своём формате. Так что мы добились максимального временного сокращения, которое только может быть. И вот это уже позволяет нам выстраивать с инвесторами, как я и говорил, взаимовыгодный диалог. Мол, мы помогаем вам решать ваши задачи. Так и вы не оставайтесь в стороне от районных проблем.

— Инвесторы такую логику осознают?

— Разумеется, ведь логика-то предметная и всем понятная. Тем более мы со своей стороны оказываем бизнесу и другую административную поддержку. В рамках правового поля, естественно, и в рамках имеющихся у нас полномочий.

Объяснимый интерес

— Хорошо, с интересом инвесторов всё понятно. А какой интерес в этом случае у района?

— А тут, я бы сказал, целый комплекс интересов. Начнём с того, что большой объём работ компаний подразумевает и серьёзную долю отчислений в виде НДФЛ. Часть этого налога, как известно, идёт именно в районный бюджет. Я уже не раз озвучивал свою позицию, что в бюджеты муниципальных образований должен уходить гораздо более весомый налоговый пласт.

Нельзя черпать доходы только из одного источника, тут возможны разные негативные варианты. Например, в 2013 году поступления в районный бюджет (речь идёт именно о собственных поступлениях) превысили

1 миллиард 69 миллионов рублей. Из них 787 миллионов 452 тысячи — это именно поступления в виде НДФЛ. Причём большую часть этого налога (без малого 600 миллионов) перечислил нефтегазовый комплекс.

И я могу констатировать — впервые за последние годы план по НДФЛ мы, к сожалению, немного не выполнили. Пусть отклонение составило всего два с небольшим процента, но факт остаётся фактом.

Да, свою роль сыграл, на наш взгляд, завышенный план (по НДФЛ), однако на ситуацию надо смотреть шире. Когда львиная доля бюджета муниципального образования «завязана» на один налог, подобные колебания неизбежны. В связи с этим я и считаю, что нужно перекраивать налоговую базу и налоговое законодательство непосредственно в сторону районных бюджетов. Но пока мы имеем то, что имеем. Поэтому заинтересованы в росте объёмов НДФЛ.

Второй момент — рабочие места. Могу сказать, что тысячи местных жителей работают непосредственно в вышеперечисленных компаниях. Если же приплюсовать сюда членов их семей, то получится, что значительный процент населения вовлечён в этот производственный процесс. Сами понимаете, для Дальнего Востока, с его постоянной проблемой оттока людей на запад России, это весьма серьёзный, если не ключевой момент. Вот оно, реальное, а не декларативное закрепление дальневосточников в нашем регионе.

Но тут есть ещё и третий фактор — в реализацию мегапроектов в той или иной степени вовлекается и наш, районный бизнес. Наши фирмы строят дороги, прорубают просеки, отсыпают площадки, переваливают и транспортируют грузы, производят и поставляют на рабочие участки продукты питания, занимаются сервисом… Перечень тут большой. И это также является большим подспорьем для районной экономики.

— Но ведь, насколько я знаю, у таких гигантов, как «Газпром», «Роснефть», АЛРОСА и так далее, весьма жёсткие требования к подрядным организациям?

— Вы правы, но могу констатировать, что многие наши предприятия полностью соответствуют действительно жёстким стандартам мега-компаний. Причём это вполне официальная оценка.

— Вопрос дальнейшего сотрудничества мегакомпаний с местным бизнесом также будет обсуждаться на четвёртом инвестиционном форуме?

— Для нас это вообще один из ключевых моментов. Причём дело даже не в самой занятости местных предприятий, это само собой разумеющийся аспект. Гораздо важнее другое — благодаря тем самым жёстким стандартам мегакомпаний наши фирмы постоянно укрепляют свой производственный, кадровый, технический и технологический потенциалы. То есть они становятся конкурентоспособными в самом широком формате.

Теперь представим — через какое-то время, пусть даже и отдалённое, «Газпром», «Роснефть», АЛРОСА, «Транснефть» и «Сургутнефтегаз» максимально минимизируют своё присутствие в районе. Всё когда-то заканчивается, ничего вечного не бывает, и к этому нужно быть готовым. Но наши-то игроки рынка останутся. Более того, они будут, что называется, «заточены» именно под реализацию мегапроектов. Поэтому они смогут, на этом вот базисе, решать самые сложные отраслевые задачи. Фигурально выражаясь, сейчас у них в руках удочка, а рыбу наловят сами.

Не газом единым

— Вы сказали, что ваши сельскохозяйственные предприятия производят и поставляют на участки мегакомпаний продукты питания. Этот процесс будет наращиваться?

— Без вариантов. В этом плане мы работаем комплексно. Хоть выражение «комплексный подход» уже изрядно заездили, но в нашем случае иначе и не скажешь. Дело в том, что мы планируем создать достаточно мощный агропромышленный пояс, способный обеспечить сельскохозяйственной продукцией не только население района, но и как раз коллективы промышленных компаний. И потенциал для этого у нас есть.

На сегодняшний день в сфере АПК около ста сельхозпроизводителей, включая коллективные предприятия, подсобные хозяйства и 94 крестьянских (фермерских) хозяйств. Плюс к этому у нас активно работают два достаточно крупных производителя молочной продукции — МУП «Ленский молокозавод» и МУП «Батамайское молоко». И могу сказать — все планы по производству картофеля, овощей, а также мясной, рыбной, молочной, и хлебобулочной продукции у нас либо выполнены, либо перевыполнены.

То есть потенциал у нашего АПК достаточно серьёзный. В том числе это стало возможным благодаря государственной поддержке, которая оказывается сельхозпроизводителям из разных источников, и не в последнюю очередь — из районного бюджета.

У нас есть ведь и собственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», рассчитанная до 2017 года. И мы заинтересованы в системной помощи сельхозпроизводителям. Но тут есть одна проблема. Пока нам негде перерабатывать и хранить большие объёмы овощей. А в связи с возрастающим потреблением (за счёт участников реализации нефтегазовых проектов) это для нас крайне актуальный вопрос. Поэтому мы планируем построить достаточно крупное овощехранилище, а в перспективе и серьёзные мощности по переработке овощей. И этот вопрос, если уж говорить об инвестиционных направлениях, мы также будем обсуждать на нашем форуме. Как, собственно, и другие моменты, связанные с АПК. Для нас это теперь становится одной из ключевых задач. Нефть нефтью, газ газом, а натуральные и вообще качественные продукты питания нужны всем, это своего рода будет наш мегапроект.

— Получается, что вы планируете создать целый агропромышленный комплекс?

— Именно так. Сейчас мы ведём активные переговоры с представителями региональной власти, в частности с руководством министерства экономики РС (Я). Но, по нашему мнению, это должно стать ещё и современной инвестиционной площадкой.

— То есть вы пытаетесь в масштабе района слезть с той самой нефтегазовой иглы, о которой мы постоянно слышим на федеральном уровне?

— Я бы по-другому сказал — мы пытаемся использовать эту самую нефтегазовую иглу для развития других хозяйственных направлений. Да и социальных тоже.

Самый главный проект

— Да уж, ваш район по праву считается одним из наиболее социально ориентированных на Дальнем Востоке. Наши журналисты были у вас, и их откровенно удивило, что ваши культурные, спортивные, образовательные и медицинские учреждения соответствуют самым передовым стандартам. А ведь это стоит больших денег. Но когда узнаёшь, что только в модернизацию детской библиотеки район вложил более 30 миллионов рублей, когда тебе рассказывают, что один лишь детский театр моды «Кэрэ Куо» регулярно выезжает за границу, в том числе и во Францию, когда выясняется, что в райцентре построен стадион мирового уровня — остаётся лишь позавидовать вашим жителям.

Но лично меня удивил другой момент. У вас предусмотрен центр краткосрочного пребывания детей. И чиновники сформулировали необходимость его создания так — молодым мамам, чьи ребятишки не ходят в детсады, нужно же и в косметический салон сходить, и с подружками чаю попить. Чтобы административные работники думали о таких вещах — это для нашей страны вообще редкость. Как вам удалось выстроить работу администрации в таком социальном формате?

— Ну, не надо уж демонизировать российских чиновников. У нас просто возможностей больше, чем в других районах, вот мы и вкладываемся в детство. Я не раз говорил, что все, даже самые грандиозные промышленные проекты, по сравнению с воспитанием духовно развитого, свободного человека — гроша ломаного не стоят. И вообще, ради кого живет любой взрослый человек? Ради кого он работает? Ради кого строит планы на будущее? Да ради детей же, тут даже спорить не приходится. Вот поэтому мы и используем любую возможность, любые свободные средства для поддержки нашего будущего. Это наш самый главный инвестиционный проект, и поэтому сегодня мы строим ещё один крупный объект — детскую поликлинику с женской консультацией стоимостью 300 миллионов рублей с вводом в декабре 2015 года.

— Хороший проект, честное слово.

— Главное, благодарный. И долгосрочный. Длиной в жизнь.

Беседовал Александр Матвеев

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru