«Наш регион — Дальний Восток»,  № 08 (85), июль 2013
Территория

Территория 

«Северные коэффициенты и надбавки должны стать федеральным налогом»

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 08 (85), июль 2013

Компания ОАО «Вилюйавтодор» является одним из крупнейших дорожных предприятий Якутии. И наша газета не раз публиковала материалы о работе этой отраслевой структуры. Но тут выяснился еще один любопытный момент. Именно «Вилюйавтодор» занимает лидирующие позиции среди наиболее социально ориентированных организаций региона. Для сотрудников здесь делают столько, что другим и не снилось. Об ответственности бизнеса и государства — в интервью с генеральным директором компании, депутатом Нюрбинского народного совета Сергеем НИКИФОРОВЫМ. 

Детский десант

— Сергей Валерьевич, а это правда, что дети ваших сотрудников регулярно выезжают отдыхать за границу? Причем за счет вашего предприятия?

— В позапрошлом году наши дети совершили тур по Европе. Побывали в Польше, Германии, Нидерландах, Чехии, Франции, Италии и Люксембурге. А этим летом мы их отправляем отдыхать уже, что называется, по возрастным группам. Ребята в возрасте от 10 до 14 лет проведут каникулы в Словакии, в детском лагере «Зарничка». А те, кто постарше, поедут в молодежный лагерь в Германии. Правда, на этот раз мы для детей программу усложнили. По принципу — развлекаться надо с пользой для тела и мозгов. Поэтому в обоих лагерях им будут преподавать иностранные языки. Ну а купание, дискотеки, игры — это уж всё само собой разумеется.

— Но ведь, насколько известно, и сами сотрудники предприятия пользуются у вас серьезными социальными бонусами?

— А это отражено у нас в коллективном договоре. Тут многое зависит от стажа работы того или иного специалиста. Но в любом случае каждый человек у нас чувствует за своей спиной мощную поддержку всего предприятия.

— Какая конкретно поддержка у вас оказывается? В рамках коллективного договора, разумеется.

— Ну, если мы начнем цитировать весь коллективный договор, то боюсь, что у вас в газете площади не хватит. Поэтому остановлюсь всего лишь на отдельных моментах. Во-первых, мы выдаем разовые выплаты по рождению ребенка. Сумма также зависит от стажа специалиста. Но выплачивается минимум 10 тысяч рублей. Это если отец или мать новорожденного только-только начали у нас работать. Ну а дальше всё понятно: чем больше стаж — тем выше выплаты. За рождение второго или третьего ребенка также платим больше. Это мы со своей стороны помогаем решать демографическую проблему. Да и наших мамочек, находящихся в отпусках по уходу за детьми, также материально поддерживаем. Причем регулярно, тут уже речь идет о ежемесячных дополнительных выплатах. Это, разумеется, помимо государственных декретных. Только от предприятия. Мы, кстати, вообще серьезно относимся к тому, чтобы наши специалисты создавали семьи и рожали детей. Выплаты на бракосочетание — тоже наша стандартная социальная схема.

— Даже так?

— А как же? Мы понимаем — молодежь хочет и свадьбу достойно отметить, и в путешествие съездить. Поэтому тоже этим ребятам помогаем. Суммы выплачиваются тоже разные — от 10 тысяч рублей для тех, кто только начинает свою трудовую биографию в нашей компании, и выше.

Свой дом

— Кстати, хотел спросить, в больших городах молодым людям довольно сложно войти в специализированные государственные ипотечные программы. А как с этим обстоит дело в вашем районе?

— Специально я не интересовался, но думаю, так же непросто. Тут ведь свою роль играет обычная бюрократия. И вопрос даже не в конкретных чиновниках, а во множестве сложностей, которые создает государство во всех сферах. Увы, это так и есть. Но мы в этом плане также оказываем своим сотрудникам определенную поддержку.

— Вы имеете в виду ипотеку?

— Нет, конечно. При чем тут ипотека? Мы не банк и на своих людях не наживаемся. Просто у нас в коллективном договоре прописана помощь тем работникам, которые строят индивидуальные жилые дома.

— Деньги выделяете?

— И деньги тоже. Но ведь мы живем в районе, где большинство домов именно одноэтажные, индивидуальные. Так что для людей, желающих построить такое жилье, гораздо важнее привлечение специальной строительной техники. По сегодняшним ценам оплатить тот же кран или экскаватор может далеко не каждый. Дорогое удовольствие. А мы своим сотрудникам эту технику выделяем бесплатно. Как и для проведения капитального ремонта, в том числе и связанного с благоустройством домов. Так что мы реально помогаем тем, кто хочет обзавестись новым жильем или отремонтировать старое. Мотивация у нас при этом простая — если у человека есть хороший дом, вряд ли он уедет из нашего района в тот же Якутск. Или в другой крупный город. По сути, речь идет о сдерживании оттока населения в другие населенные пункты и регионы. Ну и, конечно же, мы заинтересованы, чтобы наши специалисты жили в хороших условиях. Если человек доволен своим бытом — он и работает с душой. Не нами это придумано, но определение точное. Поэтому мы уделяем серьезное внимание именно бытовым вопросам, возникающим у наших работников. Покупает человек уголь с дровами? Перевозку осуществляем мы. Нужна земля для огорода? Ее также мы привезем. Вода требуется? Вновь мы перевозкой занимаемся. Что-то еще требуется? Тоже поможем. Поэтому люди у нас за свои рабочие места и держатся. 

Северная специфика

— В каких еще случаях вы оказываете поддержку сотрудникам?

— Да практически во всех, когда требуется помощь. Например, у кого-то умирает близкий родственник. Не дай Бог, конечно, но и это случается. Как в таком случае не помочь человеку? Мы и помогаем. На похороны у нас выплачивается единовременная сумма. Также люди имеют свойство болеть. И если наш работник или его близкий родственник нуждается в лечении — оказываем и такую поддержку. Суммы определяются индивидуально, ведь в таких случаях заранее ничего не известно. Но мы стараемся максимально полноценно помогать всем, кому нужна помощь. Это, как говорится, экстренные моменты. Однако мы не забываем и о системе поощрений. Ведь от морального состояния человека зависит и его трудовой настрой.

— Вы имеете в виду премии?

— Нет, премии — это другая история. И другие фонды, хотя и эту систему поощрений мы практикуем. Но в данном конкретном случае я веду речь о дополнительных выплатах, приуроченных к конкретным датам. Вот отработал у нас человек пять лет. Отдел кадров этот момент фиксирует, и в означенный день мы вручаем сотруднику конвертик с определенной суммой. Небольшой, в 3 тысячи рублей, но приятной, как и всё неожиданное. Стаж работы другого специалиста составил 10 лет? Он обязательно будет вознагражден 10 тысячами рублей. Кто-то 20 лет отдал нашему предприятию? Получит 20 тысяч рублей. Ну и так далее. Та же ситуация и с юбилейными датами наших людей. Накануне «круглых» дней рождения в 50, 55 или 60 лет мы также отмечаем юбиляров подарками и существенной материальной помощью. Своими работниками мы дорожим. Каждый из них — на вес золота. Поэтому и отношение к ним соответствующее. Как, собственно, и к нашим ветеранам, о которых ОАО «Вилюйавтодор» также проявляет постоянную заботу. На произвол судьбы мы своих пенсионеров не бросаем. И с праздниками постоянно поздравляем, и в текущем режиме помогаем. И каждый из тех, кто выходит у нас на пенсию, твердо знает — предприятие было, есть и всегда будет его вторым домом. К нам он может обратиться в любую минуту. Это тоже большой стимул работать у нас в течение многих лет. Не забываем мы и о формировании, скажем так, корпоративного духа на предприятии. Точнее, качественного морального микроклимата. К примеру, издаем книги о прошлом и настоящем компании ОАО «Вилюйавтодор». А недавно приступили к созданию собственного музея. У нас ведь, действительно, замечательная история. Особенно если учесть, что компания была создана на базе Нюрбинского дорожного ГУПа, который, в свою очередь, образовался в начале шестидесятых годов прошлого века. А в 2005 году к нам были присоединены две аналогичные структуры из Вилюйского и Верхневилюйского районов. Так что и книги, и музей — это отражение нашей славной истории.

— Кто непосредственно занимается изданием книг и созданием музея?

— Это заслуга наших энтузиастов, двух очаровательных женщин. Издательской деятельностью занимается у нас руководитель общего отдела компании, опытный организатор Марина Николаевна ВАСИЛЬЕВА. А вот музей — непосредственная инициатива нашего фельдшера, талантливого медицинского работника Светланы Николаевны ИВАНОВОЙ. Да и другие наши сотрудники им в этом по мере сил помогают. 

— А это правда, что вы на предприятии оснастили еще и массажный кабинет?

— Ну, массажный кабинет — это, может быть, громко сказано, но мы приобрели современное массажное кресло. И все, кто в этом нуждается, могут им воспользоваться. Специалистов мы также приглашаем. Плюс ко всему наш фельдшер Светлана Николаевна Иванова также владеет навыками мануальной терапии. И не только. Она прошла еще и курсы гирудотерапии, то есть лечения пиявками. Случай по нашим временам редчайший для медработников в районах. А у нас — пожалуйста, есть собственный гирудотерапевт. Что еще тут можно сказать? У нас на предприятии проводятся постоянные профилактические мероприятия. Это не только обязательный предрейсовый медосмотр водителей, но и прививки против гриппа и гепатита, и фитотерапия по показаниям врачей, и санация полости рта, и, при наличии соответствующих показаний, уколы, а также физиотерапевтические процедуры. Перечень довольно большой.

— Вы сказали о санации полости рта. По нашим временам весьма актуальная услуга. Тем более за счет предприятия.

— Я больше скажу — мы оплачиваем 50 процентов от стоимости зубного протезирования. Это также часть нашей собственной программы. Ну и, конечно же, мы оплачиваем работникам санаторно-курортное лечение. Тут тоже всё прописано в коллективном договоре. Например, человек отработал три года. Он имеет право на путевку, половину стоимости которой оплачивают профсоюз (20 процентов) и предприятие (30 процентов). Если же стаж сотрудника превышает пять лет, то 20 процентов от цены на путевку оплачивает профсоюз, а уже 40 процентов — предприятие. Ну а коль скоро работник отдал компании ОАО «Вилюйавтодор» 10 и более лет, то вклад профсоюза в его путевку составляет 30 процентов, а взнос организации — 50 процентов, то есть сам специалист платит за нее лишь пятую часть от общей стоимости.

Конкретное предложение

— Скажите, Сергей Валерьевич, а зачем вам всё это надо? Вы — руководитель серьезной производственной структуры. Вы платите своим сотрудникам вполне достойную зарплату. Более того, вы несете все остальные социальные нагрузки. Но ведь финансовые возможности компании не безграничны?

— А кто сказал, что они безграничны? Мы ведем свою социальную политику в рамках ровно тех финансовых возможностей, какие у нас есть. То есть сколько заработали — столько и можем потратить. Но ваш вопрос я понял. И отвечу на него так: если бы мы не жили на Севере, то. Возможно, не внедряли бы у себя столько социальных программ. У нас ведь, повторюсь еще раз, всё четко прописано в коллективном договоре. И этот договор мы составляли именно с учетом региональной специфики. Понимаете, на Севере люди и так живут трудно. Природа у нас суровая, климат — жесткий, поэтому в одиночку здесь прожить невозможно. Нужна взаимовыручка. Чем мы, собственно, и занимаемся.

— Но ведь вы решаете задачу государственной значимости. Как вы считаете, может ли государство поддерживать в этом плане социальный сектор?

Сергей НИКИФОРОВ:
В настоящее время все предприятия, работающие на Севере, выплачивают своим сотрудникам соответствующие (северные) надбавки и коэффициенты. Плюс ко всему несут дополнительные расходы, связанные с длинными отпусками, субсидированием переездов работников и членов их семей к местам отдыха и обратно и так далее. Всё это делает наш бизнес неконкурентоспособным по сравнению с бизнесом, работающим…

— Не просто может, оно еще и обязано это делать. И не только социальный сектор, но и региональное производство. Я могу опять же привести вам конкретные примеры. Наша компания, как вы знаете, занимается строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог различного назначения. Возьмем в качестве примера именно содержание автотрасс. С той же федеральной дорогой «Вилюй» (а в зону нашей ответственности входит 508 километров этой трассы на территории Вилюйского, Верхневилюйского и Нюрбинского районов) особых проблем сейчас практически нет. Свои обязательства Упрдор выполняет. Хотя тут есть другой спорный вопрос, — по моему мнению, Министерство финансов и другие органы власти неправильно исчисляют соответствующие затраты на строительство, ремонт и содержание дорог. Складывается впечатление, что они берут за основу некий европейский формат и на его основании делают расчеты. Но ведь это в корне неправильно. Россия — северное государство. И зона Крайнего Севера у нас чрезвычайно большая. Одна лишь Якутия территориально занимает пятую часть страны. Какие тут могут быть европейские дорожные стандарты? Необходимо изучать опыт той же Аляски в США, тех же северных земель Канады. Вот тогда и можно будет говорить о строительстве нормальных дорог. И об их современном содержании. Хотя, повторюсь еще раз, на федеральном уровне позитив тут уже прослеживается. Может, не в тех объемах, как хотелось бы, но прослеживается. Помимо этого, определенное внимание начинает уделяться и региональным автотрассам. Это пока еще начальная стадия процесса, но тенденция очевидна. В тот же дорожный фонд РС (Я) поступило более 4 миллиардов рублей. Сумма, в принципе, приличная. Но в то же время могу сказать — у нас не уделяется никакого внимания межпоселенческим дорогам. А без этого рассуждать о поддержке территорий не приходится. Это я утверждаю не только как дорожник, но и как депутат районного совета. Складывается впечатление, что федеральные чиновники разделили всех людей на три сорта. Первый сорт (федеральный уровень) получает большие деньги. Второму сорту (это уровень региональный) дают денег в два раза меньше. А третий сорт (люди, живущие в наших районах) вообще брошен на произвол судьбы. Но ведь это несправедливо. И так в цивилизованном государстве быть не должно. Поэтому необходимо не только создавать финансово полноценные муниципальные дорожные фонды, но и вообще поддерживать северные территории реальными делами. 

— Какими именно?

— Мне интересно, расположены ли наши федеральные чиновники выслушивать конкретные предложения из районов Дальнего Востока? Вот я, как генеральный директор довольно крупной дорожной компании — ОАО «Вилюйавтодор» и депутат Нюрбинского районного совета, хочу такое предложение озвучить. В настоящее время все предприятия, работающие на Севере, выплачивают своим сотрудникам соответствующие (северные) надбавки и коэффициенты. Плюс ко всему несут дополнительные расходы, связанные с длинными отпусками, субсидированием переездов работников и членов их семей к местам отдыха и обратно и так далее. Всё это делает наш бизнес неконкурентоспособным по сравнению с бизнесом, работающим в европейской части страны. Участвуем-то все мы в одних и тех же аукционах. Только наши конкуренты могут снижать цены, а мы — нет. Поскольку именно мы обременены дополнительными расходами. Так давайте поступим просто и справедливо — внесем все эти коэффициенты, надбавки и прочие расходы в некий федеральный налоговый платеж. В какой именно, пусть подумают специалисты. Но если эти затраты станут совокупно нести все предприятия России, объем выплат (для каждого из них) будет копеечным. Зато пользу получат все, ведь Север — это огромная ресурсная кладовая нашей страны. Но если тут не останется населения (а такая угроза существует), государство рано или поздно лишится этой территории. Поэтому поддерживать этот регион обязана Россия.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru