«Наш регион — Дальний Восток»,  № 08 (85), июль 2013
Территория

Территория 

«Быстрее построить, чем получить документы на строительство»

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 08 (85), июль 2013

Об уровне бюрократии в России вообще и на Дальнем Востоке в частности можно рассказывать бесконечно. Это — тема не просто актуальная. Она практически вечная. Причем порой доходит до поразительных вещей — производственники готовы на свои деньги создавать самые современные объекты. Но на решение простейших вопросов в органах власти у них уходят годы. Об этой и других проблемах — в интервью с генеральным директором группы компаний «Утум+» Георгием КАРАМЗИНЫМ. 

Досье БГ

КАРАМЗИН Георгий Олегович родился 20 апреля 1960 года в городе Вилюйске Якутской АССР. В 1983 году окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. С этого же времени работал в институте «Якутгражданпроект», где прошел путь от архитектора до ведущего архитектора. С 1991 года — главный архитектор проекта в проектной фирме «Утум». В 2001 году организовал и возглавил новую организацию — проектно-строительную фирму «Утум+». И за короткое время эта структура выросла в группу компаний, занимающую в настоящее время одну из лидирующих позиций на отраслевом рынке территории. 

Комплексный подход

— Георгий Олегович, для начала простой вопрос. Это правда, что ГК «Утум+» является крупным застройщиком в городе Якутске? 

— Я бы сказал по-другому — мы занимаем на этом рынке небольшую долю. Наша компания ведет полный комплекс работ — проектирование, строительство, продажу недвижимости и управление жилым фондом. И это — далеко не полный перечень наших бизнес-интересов. Вот в этом плане — да, в Якутске мы организация, которая выполняет весь производственный цикл.

— Как нетрудно догадаться, подразделения группы могут выполнять различные функции?

— Они их и выполняют. К примеру, если вести речь о проектировании, то с этого мы в свое время начинали. Изначально наша фирма была именно проектной. Это уже потом она стала основой для группы компаний. Поэтому на проектном рынке мы занимаем серьезные позиции. Но тут есть один показательный момент. В своей деятельности мы, в отличие от наших конкурентов, ориентируемся на частных заказчиков. Бюджетные направления нас мало интересуют.

— Почему? Руководители многих организаций просто спят и видят, как бы присоединиться к освоению бюджетных средств.

— Вот именно. Мы деньги не осваиваем, а зарабатываем. И в этом плане сотрудничать с бизнесом гораздо проще. Тут всё прозрачно и понятно. Тем более что своим деловым партнерам мы можем предложить, опять-таки, полный комплекс — от самой идеи и архитектурной концепции до внедрения современных технологий (например, ГИС), разработки градостроительной документации и соответствующих согласований. Второе направление — строительно-монтажные работы. Тут у нас опять же все развивается комплексно. Наши предприятия выполняют функции заказчика, застройщика и генерального подрядчика. Такой формат позволяет нам решать задачи любого уровня сложности. Причем решать на высоком уровне. Третье направление — работа на рынке недвижимости. В нашу группу входит собственное риэлторское агентство, которое с максимальной выгодой для наших клиентов проводит и оформляет любые профильные сделки. Наконец, четвертое — управление жилфондом. Наша управляющая компания работает безукоризненно и в то же время лояльно по отношению к клиентам. Вот, собственно, чем мы и занимаемся.

Объектов много

— Какие объекты были спроектированы и построены ГК «Утум+»?

— Да перечислять на самом деле можно долго. Ну что тут стоит назвать? Например, нашими сотрудниками были запроектированы храм Арчыы в Якутске, жилые дома в 16, 129, 143, 202-м и других кварталах республиканской столицы, школы, торговые центры, жилой дом «Олимпия», культурно-развлекательный центр «Муус-Хайа», жилой комплекс «Ильинка»... Плюс ко всему наши организации вели проект благоустройство озера Теплое и западного берега озера Сайсары, реконструкцию дамбы в 202-м квартале, благоустройство сквера ветеранов и молодоженов в этом же микрорайоне... Тут я вновь могу долго перечислять наши объекты.

— Вы довольно много работаете в 202-м и 203-м микрорайонах города Якутска...

— Да, и сотрудники нашего подразделения — проектного бюро «Горпроект» делали генплан 203-го микрорайона. 

— Можно ли в двух словах выразить ваше профессиональное кредо?

— Мы формируем полноценный дизайн городской среды — от культового зодчества до прогрессивных и функциональных решений. А в конечном итоге речь идет о формировании качественного облика нашего города.

— А как это сочетается — культовое зодчество и современный облик?

— Объясню с удовольствием, тем более что у нас в этом плане есть одна очень интересная идея. Наш Якутск начинался с деревянного острога. А соответственно и с башни Острога, которая до сих пор остается (и, надеюсь, останется на века) символом нашего города. История этого объекта чрезвычайно любопытна. Башня была воздвигнута еще в 1685–1687 годах. После этого ее, правда, неоднократно перестраивали, а дважды так вообще переносили с одного места на другое. Но в 1911 году якутский губернатор Иван КРАФТ приказал реконструировать башню. Что и было сделано. Вторая серьезная реконструкция произошла 70 лет спустя, причем большие усилия в этом направлении приложил знаменитый исследователь русского деревянного зодчества, академик Александр ОПОЛОВНИКОВ. А в 2002 году она сгорела. Правда, накануне торжеств, посвященных очередному юбилею города, башню Тыгына восстановили, но уже в другом месте. При этом не надо забывать — ее место именно там, где она и стояла раньше. Это историческая справедливость в чистом виде. Так вот суть нашей идеи заключается в том, чтобы именно на территории деревянного острога Якутска построить высокое на вечной мерзлоте шестнадцатиэтажное жилое здание из стекла, в форме...да-да, именно башни Тыгына. То есть этот исторический объект вернется на свое место, но уже в ином виде.

— Почему из стекла?

— Во-первых, это действительно современно и красиво. А во-вторых, придаст зданию неповторимый внешний вид. У нас ведь город туманов. И вот представьте себе, из этой дымки перед глазами людей будет вырастать величественное сооружение — башня Тыгына 21-го века. В этом здании будет воплощена связь времен. 

— Можно ли строить такие объекты на вечной мерзлоте?

— К сожалению, мы часто живем представлениями полувековой давности. Современные технологии позволяют реализовывать проекты любого уровня сложности. В том числе и в зоне вечной мерзлоты. Ничего особо трудного, а уж тем более опасного здесь нет. Если, конечно, соблюдать все проектные условия и руководствоваться мировыми стандартами.

— Когда вы планируете воплотить проект в жизнь?

— Это пока даже не проект, а идея. Но наша организация — не государственная. У нас нет ни времени, ни желания долго возиться с решением задач. Поэтому сейчас я занимаюсь тем, что оформляю землю на необходимом участке. А потом мы планируем приступить и к другим работам. 

Барьеры бюрократии

— Насколько сложно оформить землю?

— О, это отдельная история. У нас иногда проще и быстрее построить, чем оформить землю под строительство. Бюрократические препятствия в этой связи довольно жесткие. И я не стану сейчас судить, виновны ли в этом наши чиновники или проблема в несовершенной нормативной базе. Но факт остается фактом — для получения соответствующих документов нужно потратить порой не один год. А это всё время и, разумеется, дополнительные расходы. При этом наши власти любят рассуждать о необходимости привлекать в экономику России иностранные инвестиции. И у меня возникают резонные вопросы к Владимиру ПУТИНУ, Дмитрию МЕДВЕДЕВУ и другим высокопоставленным чиновникам — господа, о каких зарубежных инвесторах вы мечтаете, если на решение элементарного вопроса в наших административных структурах даже свой, отечественный бизнес тратит минимум полтора года. Минимум! И какой инвестор в таких условиях понесет свои средства в нашу колыбель бюрократии и неэффективности? Неужели нельзя навести порядок и сделать так, чтобы любой, кто на законных основаниях вкладывает свои средства в строительство, мог в одном окне и в течение короткого времени получить все нужные бумаги? Мы строим новые объекты, создаем рабочие места, платим налоги в бюджеты всех уровней. И не требуем от государства никакой помощи, кроме одной — обуздайте собственную бюрократию. Вот тогда наша Россия и станет современной, конкурентной и процветающей страной.

— А вы верите, что положение может измениться в лучшую сторону при сегодняшней политической и экономической ситуации?

— По крайней мере, мне хотелось бы в это верить. Я не политик, а бизнесмен и производственник. А еще гражданин своей страны. И уверен в том, что если проблемы возникают — их нужно озвучивать честно и открыто. Это — неотъемлемое право гражданского общества. Иначе нас вообще никто и никогда не услышит.

Рейтинг с минусом 

— Как вы считаете, чем грозит бизнесу такая ситуация с документооборотом?

— Ну, паниковать я бы, конечно, не стал. Наш бизнес — он ведь настолько привык выживать в невыносимых условиях, что это стало частью нашей жизни. Мы уже привыкли работать в таком формате. Начиная любое дело, мы уже точно знаем, что нам предстоит обойти десятки чиновничьих кабинетов и подписать сотни никому не нужных бумаг. Это уже — печальная данность.

— Ну ведь можно решать вопросы и по-другому?

— Вы имеете в виду, заносы конвертов? Так вот я принципиально не даю взяток. С меня их, в принципе, вроде как и не вымогали (по крайней мере, в открытую не требовали), но в любом случае таким образом я вопросы не решаю и решать не буду. Тут ведь интересно другое. Бюрократия в России приняла такие формы, что теперь наша страна приобрела очень странный «имидж». Вот в свое время Всемирным банком был опубликован рейтинг условий ведения бизнеса. Так вот по условиям оформления разрешений на строительство в этом списке наше государство занимает 182-е место из 183. Оказывается, хуже нас строители живут только в африканской Эритрее. Что называется, дожили. Раньше говорили — догнать и перегнать Америку, а вот теперь мы догнали и даже обогнали такую «сверхдержаву», как Эритрея. 

Многоэтажные препятствия

— А вы можете привести пример, когда вам не удалось получить разрешение на строительство?

— Только давайте говорить конкретно о решении вопросов, связанных с земельными участками. Но для начала — картина из жизни. Во всех хотя бы относительно крупных городах уже давно ключевой проблемой стал вопрос с парковками. Их просто катастрофически не хватает, этих самых парковок. Аналогичная ситуация возникала и за границей, но там всё дело решилось довольно быстро. Прежде всего за счет многоуровневых гаражей. Либо подземных, либо надземных. Казалось бы, а почему бы и нам не пойти по этому же, проверенному и однозначно эффективному 

пути? Мы подготовили соответствующий проект строительства девятиэтажной стоянки автомобилей и закупили в Республике Корея уникальное оборудование. Это, грубо говоря, робот. То есть вы заезжаете на первый уровень гаража, выходите из машины — и всё. Остальное за вас сделает именно робот, который сам поставит вашу машину в ваш бокс. Такого на Дальнем Востоке еще нет. Это — абсолютно новые для нашего региона технологии. А мы планируем построить даже не одну, а, как минимум, две такие стоянки, на 100 машин каждая. Вот скажите мне, выиграет от этого город? Думаю, вопрос очевиден. Во-первых, потому что в лучшую сторону изменится ситуация с парковками, а во-вторых, бюджет от этого не потеряет ни копейки. Мы всё делаем за собственный счет и ничего ни у кого не просим. Да в том же Гонконге, Сингапуре или Китае власти такого застройщика на руках бы носили. Но мы до сих пор, вот уже полтора года, не можем получить разрешение на землю под строительство этой многоуровневой стоянки. Получили все соответствующие разрешения, в том числе и в Москве, от МЧС РФ, где четко сказано — наш проект абсолютно надежен с точки зрения безопасности. Однако на местном уровне вопрос не решается. Между тем технику мы уже закупили, она готова к монтажу. Но когда идея всё-таки будет воплощена в жизнь, я не знаю.

Георгий КАРАМЗИН:
— У меня возникает резонный вопрос к Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву и другим высокопоставленным чиновникам — господа, о каких зарубежных инвестициях в нашу экономику вы мечтаете, если на решение элементарного вопроса в наших административных структурах даже свой, отечественный бизнес тратит минимум полтора года. Минимум! И какой инвестор в таких условиях понесет свои средства…

— Вы обращались со своей проблемой в какие-то вышестоящие органы власти?

— А зачем? Мы обращаемся к тем, кто обязан решить именно эту ситуацию и непосредственно на своем уровне. 

Перекошенная энергетика

— Еще один вопрос, который не раз озвучивали ваши коллеги,— это техническое присоединение к энергосетям. Что вы можете сказать по этому поводу?

— А что тут скажешь? Всё обстоит крайне печально. Мало того что за техническое присоединение энергетики берут с нас большие деньги, так до недавнего времени они нам еще и условия диктовали. Мол, трансформатор вы должны купить там-то, а остальное специализированное оборудование — у такого-то поставщика. А почему мы вообще должны платить деньги за техническое присоединение? Мы ведь энергетикам, можно сказать, дарим рынок. Как в том мультфильме, бесплатно, то есть даром. Они же потом средства будут собирать с тех потребителей, которые станут жить в построенных нами домах. Или работать в построенных нами офисах, торговых центрах и так далее. С какой стати кто-то получает от всего этого двойную выгоду? Лично мне это непонятно.

— Но, несмотря на все проблемы, работы у вас хватает?

— Да, у нас есть серьезные объемы и в проектировании, и непосредственно в строительстве. Но тут нас выручает профессионализм и безупречная репутация на отраслевом рынке. Заказчики нам доверяют, потому что мы всегда выполняем свои обязательства качественно и в строго установленные сроки. Но в любом случае нам хотелось бы, чтобы власть к нам прислушалась. Это, кстати, выгодно как нашим гражданам, так и самой власти.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru